Секция 4. «Фестивальное движение».

«Участие НКО в законотворческой деятельности».

«Участие НКО в законотворческой деятельности».


Здравствуйте! Я не юрист, поэтому не могу столь углубленно, детализированно и профессионально говорить о каких-то юридических аспектах. Но я хотела бы рассказать конкретно о том, чем сейчас занимаются некоммерческие организации в плане влияния на законодательство о социальной рекламе, чего мы достигли и что нам еще предстоит сделать, на мой взгляд. И прежде, чем об этом рассказать, хочу отреагировать на то, что было сказано ранее.

Некоторые моменты мне показались особенно важными, ключевыми. Их я просто не могу пропустить и оставить без ответа. Прежде всего, так получилось, что за время нашего сегодняшнего интереснейшего разговора несколько раз мы возвращались к теме корпоративной ответственности. Мне казалось, что мы уже так давно в России об этом говорим, что уже у всех сложилось единое мнение касательно этого термина. Оказывается, нет. И даже господа эксперты, выступавшие здесь, придерживались какого-то своего, мягко говоря, специфического взгляда на эту тему, никак не согласующегося с ее (темы) международным пониманием, устоявшимся и в нашей стране, закрепленным во всевозможных учебниках, методических материалах, на веб-сайтах и так далее. Все-таки корпоративно-социальная ответственность – это не то, что компании должны все делать по закону, и не то, что они платят налоги, создают рабочие места, а то, что они делают сверх требований, предусмотренных законодательством.

Понятно, что в нашей ситуации сложилась особая картина, когда бизнес долгое время существовал и сейчас существует в такой серой зоне, когда половина зарплат платится «в конвертах», когда руководители компаний всячески уходят от налогов, ведут себя безответственно по отношению к своим сотрудникам. И тут мы должны сказать, что они не просто ведут себя безответственно, а нарушают законы, поэтому должны отвечать за это, платить штраф или, в конце концов, сидеть в тюрьме. Но когда мы говорим о корпоративно-социальной ответственности, это все же нечто другое.

В этой связи встает вопрос о том, должны ли СМИ бесплатно размещать социальную рекламу. На мой взгляд и на взгляд моих коллег из некоммерческого сектора, это территория корпоративно-социальной ответственности СМИ, то, что они должны делать по своему выбору. Если они выбирают в качестве своей меры ответственности перед обществом бесплатное размещение социальной рекламы или размещение со скидками, мы считаем, что у них должно быть такое право. Мы также считаем, что не нужно принуждать их к этому законом. Они могут выбрать. На Западе, например, нет никакого законодательства об обязательном проценте эфирного времени или времени в печатных СМИ, которое должно отдаваться социальной рекламе. Но все СМИ должны отчитываться перед обществом и демонстрировать, какой вклад они вносят в общественное развитие. Многие из них рассказывают, к примеру, о том, что они размещают бесплатно социальную рекламу, что они помогают ее изготовить, произвести и так далее.

Многие наши коллеги говорят, что очень трудно бывает отличить социальную рекламу от коммерческой. Честно говоря, мне кажется, что это лукавство. Надо различать: когда кто-то заставляет тебя маскировать коммерческую рекламу под социальную – это одна тема, а когда стоит проблема выбора, то не так уж здесь все и сложно. Мне кажется, всегда стоит смотреть, в первую очередь, на основную цель этой коммуникации, данного информационного сообщения: что хочет сделать компания. Например, цирк на Цветном бульваре размещает свою рекламу. Он хочет, чтобы больше людей купили билеты и пришли на представление. Это коммерческая цель. Какая это социальная реклама? Она может выглядеть насколько угодно социально, но суть ее является коммерческой. При этом я не буду говорить, что не бывает спорных случаев. Иногда, конечно, могут возникать сложности в этом определении. И тогда встает вопрос: а судьи кто? Если, например, СМИ растерялось, когда ему представлен продукт социальной рекламы, и не знает точно, является ли этот продукт таковым, то кто это должен решать? Этот вопрос сейчас активно дебатируется. Однозначного ответа на него нет. Если же вы спросите мое мнение, то я считаю, что будет плохо, если создастся какой-то еще орган сверху, который будет определять: социальная это реклама или нет. А именно такое и предлагается в законопроекте, который блуждает сейчас в Думе и о котором говорил господин Бадалов. Там предполагается, что Федеральная антимонопольная служба будет ставить штамп в отношении любого продукта социальной рекламы. Вот и представьте, какая туда выстроится очередь, как это будет определяться, на основании чего. Я с трудом это понимаю. Думаю, что было бы оптимально, если бы со временем был создан некий общественный саморегулируемый орган, в который бы вошли уважаемые люди из сообщества. Если бы СМИ или кто-то еще находились в затруднительном положении относительно определения категории продукта или его качества – достигнет он своей цели или нет, то была бы возможность обратиться в такой общественный совет и прислушаться к его рекомендации.

Теперь касательно законодательской и законотворческой деятельности, которую сейчас ведут некоммерческие организации. Два года назад родилась такая идея, а год назад уже начала существовать Коалиция некоммерческих организаций по содействию развитию социальной рекламы в России. Сразу хочу сказать, что пока там не так много членов – порядка пятнадцати. Это известные организации, заказывающие или производящие социальную рекламу. Например, фонд ФОКУС-МЕДИА, WWF, «Даунсайд Ап», «Подари жизнь», «Линия жизни», «Лаборатория социальной рекламы», Агентство социальной информации. Но мы вовсе не закрываем двери этой Коалиции. Наоборот, приглашаем всех, кто так или иначе связан с производством и размещением социальной рекламы, присоединяться к нашим рядам. Чем больше нас будет, компетентных специалистов, тем мы будем сильнее, нам будет легче добиваться тех целей, которые мы ставим перед собой. Уже есть в нашей Коалиции такие прекрасные партнеры и эксперты, как Дмитрий Корсаков, Федор Кравченко, CAF, ЮНИСЕФ, Международный центр некоммерческого права в России, Форум доноров.

Что делает наша Коалиция? Задача, конечно же, не заключается только в реформировании законодательства. Мы пытаемся общими усилиями добиться, чтобы социальная реклама стала более качественной, эффективной, чтобы были созданы условия именно для некоммерческих организаций, потому что мы хотим выражать, прежде всего, их интересы при создании и размещении социальной рекламы. А про препятствия, которые на этом пути возникают, уже многое говорилось. Я сейчас скажу лишь о том, что касается законодательства, и какие параллельные процессы идут, которые мы не можем не учитывать. Дмитрий сейчас говорил о налоговых поправках. Если они будут приняты, то это будет, на мой взгляд, настоящий прорыв. Например, если Джорджу Перлову об этом рассказать, ему будет смешно, так как мы до сих пор боремся с налогами на безвозмездное размещение социальной рекламы. Это абсурд. Тем не менее, у нас такая проблема есть. И мы уже не первый год с ней боремся, но сейчас, наконец, забрезжил свет какой-то в конце тоннеля.

Что это за свет? Наверно, многие из вас слышали и знают, что указом президента Российской Федерации некоторое время назад создана рабочая группа по реформированию законодательства о некоммерческих организациях. Ее возглавляет Владислав Сурков. Рабочая группа разрабатывает и вносит поправки в Госдуму через правительство. Вообще, задача этой группы – реформировать законодательство о НКО таким образом, чтобы создать для них нормальные условия существования, способствующие их развитию. Мы смогли убедить экспертов и членов этой рабочей группы в том, что социальная реклама является важнейшим инструментом реализации программ некоммерческих организаций. Поэтому поправки в законодательство о социальной рекламе абсолютно логично включить в план работы этой группы. Мы были услышаны и поняты, что приятно. Сейчас уже через Артема Шадрина из Министерства экономического развития нами переданы поправки по налогообложению в эту рабочую группу. И мы готовим одновременно следующий законопроект, касающийся не налогов, а проведения общественных слушаний для тех компаний или продуктов социальной рекламы, которые были осуществлены за счет бюджетных денег. Есть и другие вещи, касающиеся уточнения определения социальной рекламы и так далее. Этот законопроект в работе, и тем, кто захочет принять участие, мы будем признательны, потому что работы действительно много и рук не хватает. Пока он никуда не передан, мы над ним трудимся все вместе.

Что касается налоговых поправок, то, как уже опять же сказал Артем Евгеньевич, слава богу, они уже согласованы с Министерством финансов. Я надеюсь, что в ближайшее время они будут переданы правительством в Госдуму. Я не знаю, когда это произойдет, но должно случиться в ближайшее время, до конца 2009 года. Параллельно, как я уже говорила, идет процесс работы над другим законопроектом, выдвинутым депутатами фракции «Единая Россия». Комитет по экономической политике ответственен за этот проект, возглавляемый Федоровым. Сегодня этот проект готовится ко второму чтению. Мы следим за ним, там есть моменты, которые могут сильно помешать тем мерам, которые мы предпринимаем. Так, в законопроекте есть пункт, в котором предлагается размещение социальной рекламы по специальным тарифам. Предполагается, что она будет размещаться по социальным тарифам. Но мы беспокоимся, что в версии законопроекта не сказано ни слова о том, что социальная реклама может размещаться на безвозмездной основе. Мы очень боимся, что если законопроект будет принят в этом виде, мы не сможем размещать социальную рекламу в СМИ, потому что они будут указывать нам на тарифы. А у нас, как правило, нет денег, чтобы заплатить даже по сниженным тарифам. И мы окажемся тогда в сложном положении. Мы добиваемся появления в этом пункте фразы о возможности размещения социальной рекламы на безвозмездной основе. Тогда мы не будем протестовать против этого пункта. В этом проекте есть и другие моменты, на наш взгляд, просто вредные для некоммерческих организаций: например, пункт о том, что государственной рекламе всех уровней будет отдаваться приоритет, по сравнению с другой социальной рекламой. Вообще, Федеральная антимонопольная служба, согласно этому закону, наделяется полномочиями выбора и определения, что есть социальная реклама. Мы считаем, что это вообще противоречит Конституции, поскольку Конституция предполагает равенство всех юридических лиц и субъектов перед законом. Есть еще одна сторона: согласно тексту, который существует сейчас, в социальной рекламе можно будет размещать наименования религиозных организаций, политических партий и общественных объединений. Нас это не устраивает, потому что мы хотели бы, чтобы все некоммерческие организации имели право быть упомянутыми в социальной рекламе, а не только одна из их разновидностей – общественные объединения. Все, что мы хотели поправить, мы давно сформулировали, передали во все необходимые инстанции, в том числе и в Общественную палату. Она подготовила заключение на этот законопроект, в которое также были включены наши предложения. Но на вчера не было учтено ничего, что предлагалось нами и Общественной палатой, может быть, это и не окончательная версия. Поэтому я прошу всех внимательно отслеживать проект и противостоять тем вещам, которые отбросят нас назад. Кроме того, наши налоговые проблемы вообще не затронуты. В Государственной Думе один процесс, в группе Суркова – другой. Трудно встретиться с депутатами и донести свою позицию.


Возврат к списку

Конференция Дистанционное образование