Здравствуйте! Я немного расскажу об исследовании, целью которого было выявить критерии оценки эффективности социальной рекламы путем качественного анализа, в том числе комментариев на сайте и глубинных интервью. Нами были выделены три компонента: когнитивный, аффективный и конативный.
Когнитивный компонент включает в себя:
· способность рекламы привлечь внимание, ее понятность;
· запоминаемость;
· ясность и конкретность формулировки проблемы и того, как можно поучаствовать в ее решении;
· способность сделать вопрос, освещенный в рекламе, актуальным для аудитории;
· легкость восприятия рекламы;
· однозначное и быстрое считывание основной мысли рекламного сообщения;
· оригинальность исполнения рекламного ролика.
Аффективный компонент содержит в себе:
· способность рекламы вызвать адекватную эмоциональную реакцию целевой аудитории;
· использование негативных эмоций в рекламе, которое должно быть оправдано тематикой и задачами конкретного сообщения;
· создание у человека чувства сопричастности к обществу – удовлетворение его стремления к аффилиации.
Конативный компонент:
· создание мотивации у респондентов к действию, провоцируемому рекламой;
· побуждение к конкретным действиям;
· создание условий для формирования или сдвига установок;
· профессионализм исполнения рекламного ролика.
Целевая аудитория исследования – молодые люди от 24 до 30 лет, работающие. Соответственно, были подобраны образцы рекламы, направленные на эту целевую аудиторию.
Инструментами исследования были анализ комментариев на сайте и проведение глубинных интервью целевой аудитории.
По результатам исследования мы выделили следующие факторы эффективности социальной рекламы:
· в рекламе необходимо предоставлять информацию, на основе которой человек будет сам делать выбор и принимать решения («когда это твой выбор, твое решение, тогда оно сильнее, чем навязанное чужое»);
· реклама не должна создавать у человека ощущение того, что его поучают («это хорошая реклама, потому что в ней нет нравоучений, против которых у нас выработалась обратная реакция»);
· при создании рекламы важно, чтобы сам ее производитель имел те же убеждения, что пропагандируются в рекламе («чтобы делать хорошую социальную рекламу нужно прочувствовать эту проблему, люди поймут, когда это заказ, а когда наболевшее»);
· важно учитывать ценностные ориентации, возрастные, культурные особенности целевой аудитории и затрагивать те проблемы, которые на данный момент актуальны для общества (об антинаркотической рекламе: «если это молодежь, ведущая здоровый образ жизни, то я ни за что не брошу пить, курить и на всякий случай буду дуть траву каждый день перед завтраком»; «это команда трезвенников собралась, не знающая ни повадок, ни поведения, ни среды обитания целевой аудитории, современные рекламисты, по-моему, совсем отошли от народа»).